Home Без рубрикиПроект «Берегите птиц»

Проект «Берегите птиц»

Воспитатели:  Абзалова Ф.М. Шулюмова С.В.

                                                         Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ПРОЕКТ «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ…………………………………………………….4

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ» ………………………………………………………………6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….8

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………..9

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ»

Приложение 1. БЕСЕДЫ…………………………………………………………10

Приложение 2. ЧТЕНИЕ СКАЗОК, СТИХОВ, ПОТЕШЕК О   ПТИЦАХ…11

Приложение 3. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ………………………………14

Приложение 4. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ…………………………16

Приложение 5. ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ…………………… ………………..19

Приложение 6. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ …………………………………………21             

Приложение 7. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ……………………………………23

Приложение 8 . ФИЗИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ……………………………24

Приложение 9. КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ……………………..26

Приложение 10. «КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»…………………………… 

Приложение 11. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ …………………………….. Приложение 12. ОФОРМЛЕНИЕ КЛУМБЫ ПО ТЕМЕ ПТИЦ……..

                                               ВВЕДЕНИЕ.

Задача взрослых — воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе. Большинство современных детей редко общаются с природой.  Почему нас заинтересовала работа с птицами? Они привлекают детей своим внешним видом, повадками. Дети радуются появлению птиц, с интересом наблюдают за ними. Забота о птицах помогает формировать у детей чувства  сострадание, милосердие, бережное отношение к природе. На прогулках ребята вместе с педагогами наблюдали за воробьями, голубями, воронами, синичками, и даже за сороками, которые однажды прилетели прямо на участок для прогулки.  В наших силах помочь пернатым – построить новые скворечники, сделать кормушки и регулярно следить, чтобы наша кормушка была удобна для как можно большего количества видов птиц. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников, в совместной деятельности с детьми помочь пернатым.

Выбор цели проекта

Проблема:

 Нужна ли помощь птицам весной? Сможем ли мы помочь птицам весной?   

Обоснование проблемы:

 Птицы приносят нам много радости своим появлением весной. Разнообразие птичьих голосов привлекает  наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни. А  может быть их жизнь не такая и беззаботная. Давайте вместе больше узнаем о птицах, их весенних заботах и, конечно же, поможем им!

Цель:

Формирование ответственности и бережного отношения к птицам.

Задачи:

  1. Привлечь родителей к совместной деятельности.  Донести важность изготовления кормушек.
  2. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
  3. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
  4. Приучать детей заботиться о птицах .

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: долгосрочный (март, апрель, май).

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатели (групповые).

Оборудование:

Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, альбомные листы, кормушки, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • подбор дидактического материала, наглядных пособий (книги, картины, настольные игры);
  •  подбор художественной литературы: стихов, загадок, рассказов по теме;
  • подготовка информации в родительском уголке;

II этап – основной (практический)

Содержание работы в процессе реализации проекта:
Формы и методы работы Дата проведения
Беседа: «Для чего нужно кормить птиц?» МАРТ
Сюжетно-ролевые игры: «День рождения Чижика», «Воробьиха».
Пальчиковые игры: «Птичка пьет воду», «Птенчики в гнезде».
Речевое упражнение: «Что делает воробей».
Дидактические игра «Один – много».
Чтение:сказка «Гуси-лебеди», потешка «Сорока-ворона».
Подвижные игры: «Собачка и птицы», «Птичка, раз! Птичка, два!», «Курица и цыплята».
Физическое упражнение: «Скворечник».
Взаимодействие с родителями: проведение конкурса: « Каждой пичужке — наша кормушка». Консультация «Кормушки для птиц своими руками».
АПРЕЛЬ
Беседа: «Мы дружим с птицами».
Сюжетно-ролевые игра: «На птичьем дворе».
Пальчиковые игры: «Сорока- ворона», «Воробей».
Речевое игра: «Строим гнездо».
Дидактические игра «Чей хвост».
Чтение: сказка «Лиса и журавль», потешка «Жили у бабуси..»
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышке», «Птички и ветер».
Физическое упражнение: «Воробей живет под крышей».
Взаимодействие с родителями: выставка рисунков «Такие разные птицы», консультация «В гармонии с природой».
МАЙ
Беседа: «Наши пернатые друзья».
Сюжетно-ролевые игра: «Петушок поет».
Пальчиковые игры: «Журавль», «Кормушка».
Речевая игра: «Лесной оркестр».
Дидактические игры: «Какая птичка улетела».
Чтение: стихотворение «Ласточка примчалась…», «Воробей живет под крышей…»
Подвижные игры: «Гуси- лебеди», «Воробушки и кот».
Физическое упражнение: «Птички».
Взаимодействие с родителями: оформить клумбу на территории детского сада по соответствующей тематике, консультация «Птицы – наши друзья».

III этап — заключительный

  • Проведение конкурса изготовление кормушек «Каждой пичужке – наша кормушка».
  • Выставка рисунков «Такие разные птицы»;
  •  Оформление  клумбы на территории детского сада по соответствующей тематике.

                                                      Заключение.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной подражательно-исполнительской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире.                                                                   В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о птицах, что позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.                    Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.  Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, приобретали опыт общения. А что потом? Зачем повторяться! Потом, придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

                                    Использованная литература:

1.Болышева Т.В. Учимся по сказке. – СПб.,2001.

2.Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – ООО ОЛИСС, 2006г

3.Пензулаева Л. И.Физкультурные занятия в детском саду. — М. Мозаика-Синтез, 2009г.

4.Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений в младшей группе детского сада. — М.  Мозаика – Синтез, 2007г.

5.Хрестоматия. Младшая группа детского сада. – М. РОСМЭН, 2016г.

6.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.        –Ростов на/Дону, Феникс,2010.

7.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. — Мозаика-Синтез, 2014г.

   ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ»

                                       Приложение 1. Беседы.

Беседа «Для чего нужно кормить птиц».            

ЦЕЛЬ: учить правильно называть птиц (воробей, сорока, голуби);

 воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Воспитатель: Как мы можем помочь птицам?

Дети: (покормить их)

Воспитатель: Для этого мы можем насыпать корм, куда?

Дети:( в кормушку).

Воспитатель: Чем мы будем кормить птичек?

Дети: (крошками, зерном)

Показ детям картинки с изображением птиц (воробей, сорока, голуби).

Воспитатель показывает и называет птиц, дети повторяют.

Сюжетно-ролевая игра.

Пальчиковые игры: «Птичка пьёт воду».

Беседа «Мы дружим с птицами».

ЦЕЛЬ: закрепить знания о птицах; учить правильно называть птиц (ворона, воробей, синичка, дятел); воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Вступительная беседа: Ребята каких птиц вы знаете? Где птицы живут?

Чем они питаются? Как вы думаете, почему птицы улетают в тёплые края?

(ответы детей)

Воспитатель: Покажите на картинках, каких птиц вы встречали на улице.

(показ детей).

Дид-я игра: «Кто больше назовёт птиц» (перелётных, зимующих, водоплавающих, хищных, певчих).

Дети называют птиц, находят её на картинке и помещают в соответствующее место.

Итог: подвижная игра «Летает – не летает».

(воспитатель называет птиц, насекомых, животных, предметы, летательные аппараты и т.д.)

Беседа «Наши пернатые друзья».

ЦЕЛЬ: продолжать воспитывать любовь к птицам; расширять представление о птицах.

Воспитатель: Ребята, сейчас идёт третий месяц весны. Все птички

 вернулись на Родину. Уже не надо кормить птиц из кормушек. Они сами добывают себе корм. Как вы думаете , чем они сейчас питаются?

(ответы детей с помощью воспитателя)

Воспитатель: Давайте вместе подумаем. Сейчас появляются почки на деревьях,кое-где маленькие листочки, травка.А какого цвета травка?

(ответы детей).

            Приложение 2. Чтение сказок, стихов, потешек о птицах.

Сказка «Гуси-лебеди».

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.                               — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.                                             — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?Печка ей отвечает:             — Съешь моего ржаного пирожка — скажу.                                                          — Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.                        — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?                                          — Поешь моего лесного яблочка — скажу.                                                            — У моего батюшки и садовые не едятся…                                                    Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.                                                                                                     — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?                      — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.                                     — У моего батюшки и сливочки не едятся…                                                    Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.Девочка вошла в избушку:                                                                                                                          —Здравствуй,бабушка!                                                                                              -Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.— Садись покуда кудель прясть.Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:                                                  — Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:                                  — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:                               — Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает:                                                         — Пряду, бабушка…                                                                                                 Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.                     —Речка, матушка, спрячь меня!                                                                               — Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…                                       —Яблоня, матушка, спрячь меня!                                                                                      — Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.Добежала девочка до печки:                                              — Печка, матушка, спрячь меня!                                                                                — Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.А тут и отец с матерью пришли.

                            Сказка «Лиса и журавль».

Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Потешка «Сорока-ворона».

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил!

Потешка «Жили у бабуси…».

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, 
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый, 
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Стихотворение «Ласточка примчалась».

Ласточка примчалась 
Из-за бела моря, 
Села и запела: 
Как, февраль, не злися, 
Как ты, март, не хмурься, 
Будь хоть снег, хоть дождик — 
Все весною пахнет!

                                 А. Майков.

Стихотворение «Воробей живет под крышей».

Воробей
Живёт
Под крышей.
В тёплой норке —
Домик мыши.
У лягушки
Дом
В пруду.
Домик пеночки —
В саду.
— Эй, цыплёнок,
Где твой дом?
— Он у мамы
Под крылом.

                    Г. Волжина.

                       Приложение 3. Сюжетно-ролевые игры.

«День рождения Чижика»

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Чижику, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3 года.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Чижика сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Чижику и поздравляют его. Чижик предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Игра «Воробьиха».

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.                                    Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки.                                                     Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про воробьев.                           Игровые роли. Воробьиха, воробьята.

Ход игры. Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел».

После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ищу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы?

Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком.

Игра «На птичьем дворе»

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Игровые правила: все громко хором произносят звуки, подражая птицам.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они.
Наши уточки с утра …
Наши гуси у пруда …
А индюк среди двора …
Наши гуленьки вверху …
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру 
Нам споёт …!
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.

Игра «Петушок поет».

Покажите ребенку петушка: «Смотри, петушок проснулся, запел свою песенку «ку-ка-ре- ку», хочет всех разбудить. Он хочет крылышками помахать, высоко взлететь, чтобы все видели, какой он красивый, и слышали, как он поет. Он любит на заборе сидеть и петь. Давай, построим ему заборчик? Где наши кубики?». Обсудите, из каких кубиков лучше всего построить заборчик. Для начала его можно построить из нескольких кубиков, поставленных рядом друг с другом. Пусть петушок взлетит на заборчик, попрыгает по нему. Затем обратитесь от имени петушка к ребенку: «Я хочу повыше заборчик» и прокомментируйте: «Слышишь, петушок хочет взлететь повыше? Давай построим высокий забор? Какие кубики возьмем?». Обсудите с малышом, как можно построить заборчик повыше. Это можно сделать, поставив кубик на кубик, а можно расставить высокие цилиндры или бруски. Предоставляя ребенку возможность самому построить забор, при необходимости помогите ему. После того, как заборчик готов, обратитесь к петушку: «Петя- петушок, вот какой высокий забор построил для тебя Андрюша. Теперь ты доволен? Взлетай высоко!»  Завершите игру песенкой:

Рано утром на дворе.                                                                                          Просыпаюсь на заре,                                                                                                 Ку-ка-ре-ку я кричу                                                                                                               — Разбудить ребят хочу.                                                                                          Или: Петушок у нас горластый,                                                                                       По утрам кричит он: «Здравствуй!»                                                                            На ногах его сапожки,                                                                                                       На ушах висят сережки.                                                                                            На головке – гребешок,                                                                                             Вот какой он, петушок! (Г.Бойко)

                 Приложение 4. Речевые игры, упражнения.

                 Речевое упражнение «Что делает воробей».

 Цель: употреблять возвратную форму глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени.

Ход игры:рассмотрите вместе с ребенком предметные картинки. Предложите ему поиграть. Прочтите рифмовку:
         Картинку выбирай, Что я делаю — угадай, Да скорее называй!
        Предложите ребенку стать воробьем. Показывая по очереди на каждую картинку, называйте действия, которые он должен выполнить: купайся, отряхивай­ся, чисти перышки.

                   Речевая игра «Строим гнездо».

Цель: подбирать определения; употреблять в активной речи антонимы «длинный — короткий»; образовывать сравнительную степень прилагательных «длиннее — короче».Оснащение: сюжетная и предметные картинки,  цветные карандаши или фломастеры.

Ход игры: предложить детям рассмотреть сюжетную картинку. Попросить их вспомнить и рассказать, какое на ней изображено время года. (Весна.) Попросите рассказать, кто прилетает к нам весной из жарких стран? (Птицы.) Спросите ребенка, видел ли он на деревьях гнезда птиц? Поинтересуйтесь, знают ли они, из чего птицы строят гнезда. (Из веток.) Показать большого и маленького грача. Предложить назвать птиц. Рассказать, что грачи собираются вить гнезда. (Большой грач будет вить гнездо из длинных веток, а маленький — из коротких веточек.)

Попросить детей помочь птицам — указать дорогу к веткам, из которых они строят гнезда (соединить линиями длинные веточки с большим гнездом, а короткие — с малень­ким гнездышком).Показать детям две нарисованные ветки. Спросить: «Какая ветка длиннее? А какая короче?»

                          Речевая игра «Лесной оркестр».

Цель:активизировать словарь за счет слов, обозначающих лесных птиц; использовать существительные с предлогом «на».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки.

Ход игры: рассмотреть вместе с детьми картинки с изображением лесных птиц и музыкальных инструментов.

Рассказать детям: «Птицы — очень музыкальный народ. Однажды решил ворон организовать в лесу свой оркестр. Созвал он со всего леса птиц, рассказал о своей задумке. Предложил каждой птице выбрать себе место на дереве».Предложить детям рассадить птиц на ветки деревьев. Попросить их сказать, где будут сидеть сорока, дятел, кукушка, синица.«Посмотрел ворон, как расселись птицы, и выразил им свое одобрение, громко крик­нув: „Кар-кар!»» Он предложил каждой птице рассмотреть музыкальные инструменты, назвать их, выбрать подходящий и сказать, на каком они желают играть.(Я буду играть на трубе)».Когда дети выполнят задание, предложите им внимательно послушать фонограмму с записью пения птиц и сказать, какой из птичьих голо­сов он узнал.

                       Приложение 5. Пальчиковые игры.

     Пальчиковая игра «Птичка пьёт водичку».

Цель: развивать общую моторика рук.

Исходное положение: пальцы сложить «щепотью» -это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощёлкать.

 Наклонилась, захватила. Подняла и проглотила.

                                Пальчиковая игра «Кормушка».

 Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.

                          Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде».

Улетела птица-мать                                                                                                        Малышам жуков искать.

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Ждут малютки-птенцы                                                                                                       Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

                                    Пальчиковая игра « Воробей».

Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает —
Так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг,
Да чик-чирик!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Жить он в городе привык!

                                Пальчиковая игра « Сорока-ворона».

Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила.
(щекочем ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный)
этому дала,
(загибает средний)
этому дала,
(загибает указательный)
а этому не дала:
(трогаем большой)
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим!

И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

                               Пальчиковая игра « Кукушка».

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)
Лети скорей в лесок,
(слегка разведите руки в стороны и три раза взмахните ладонями, как крыльями)
Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)
Подай свой голосок.
(слегка разведите руки в стороны и три раза махните ладонями, как крыльями)

                          Приложение 6. Подвижные игры.

                                                      Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» — дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

                     Подвижная игра «Гуси лебеди».

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через неко­торое время хозяин зовет гусей:

— Гуси-лебеди, домой! Гуси отвечают:

— Серый волк под горой!

— Что он там делает?

— Сереньких, беленьких рябчиков щиплет.

— Ну, бегите же домой!

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

                 Подвижная игра «Собачка и птицы».

Цель — закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.                                                                                           Ход игры: Один ребенок — «собачка», все остальные —- Скачет, скачет воробей — Дети скачут.
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: «Чив! Чив! Чив!»
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: «Чик-чирик!»
Чик-чирик!
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.
«Воробьи» разлетаются.

               Подвижная игра «Птички в гнёздышке».

Цель: тренировать память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Рисуем на земле или на снегу несколько кругов — это гнёздышки. По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.
Взрослый произносит слова:
Вот летели птички, птички невелички.
Все летали, все летали — крыльями махали.
На дорожку сели, зёрнышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.
Перышки почистим, чтобы были чише.
Вот так, вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: «Летите домой в гнёздышки!» дети возвращаются в «гнёздышки» — сначала в любое

Затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого «вылетел».

      Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!».

Цель — научить детей выполнять движения, счету.

Ход игры: Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?
Птички, раз! Выставляют вперед одну ногу.
Птички, два! Выдвигают другую ногу.
Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.
Птички, раз! Поднимают одну руку.
Птички, два! Поднимают другую руку.
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.
Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.
Птички, два! Закрывают другой глаз.
Все, улетели! Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

                Подвижная игра «Воробушки и кот».

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Ход игры: дети «воробушки» сидят в своих «гнездышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зернышки(дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнезда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

                     Подвижная игра «Курица и цыплята».

Воспитатель изображает курицу, приговаривает:

 «Как мои ребятушки, Жёлтые цыплятушки,

Пошли по двору гулять, Себе зёрнышки искать.

Стали зёрнышки искать, Чтобы маме показать.

-Мама, мама! Посмотри! Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!»

         Малыши ходят по группе, покачивая головками и помахивая руками – крылышками. Со словами «Пи-пи-пи!» бегут к воспитательнице и прижимаются к ней. Она обнимает всех руками – крыльями. Игра повторяется несколько раз.

                              Подвижная игра «Птички и ветер».

Маленькие птички, Птички – невелички,

По лесу летает, Песни распевают.

Буйный ветер налетел, Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло. Там не тронет их никто.

На слова первого четверостишия дети «ЛЕТАЮТ» по группе, машут «КРЫЛЫШКАМИ». На слова второго четверостишия прячутся в укрытие.

Это может быть лежащий на полу обруч или же специально приготовленная «НОРКА» из стульев или одеяла.

                            Приложение 7. Дидактические игры.

                             Игра «Какая птичка улетела?»

Воспитатель раскладывает картинки с изображением птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну картинку убирает. Какая птица улетела?

Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.

.

                                                   Игра «Чей хвост?»

ЦЕЛЬ: Учить детей отгадывать несложные загадки; развивать речь, память, мышление; находить правильный ответ по картинкам.

ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает отгадать загадки (при затруднении оказать помощь).

                     Хоть загадки и просты! Угадайте чьи хвосты? 

1.Она в дупле в густом лесу Грызёт орешек мелкий.

    Хвостом похожа на Лису, Но не Лиса,а…(БЕЛКА!)

    Имеет гнездо на дереве, Прыгает и летает по сучьям,

    А не птица…(БЕЛКА!)

2.Кто в гору забежит бегом, С горы летит, как мячик?

    Гордится маленьким хвостом В лесу живущий …(ЗАЙЧИК!)

Кто летом серый, а зимой белый…(ЗАЙКА!)

Ушки длинные торчат, Лапки белые дрожат…

Кто же это , угадайка? Это наш трусишка…(ЗАЙКА!)

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку…(ЗАЙКА!)

Косоглазый, Маленький В белой шубке, в валенках…(ЗАЙКА!)

3.Кто утром раньше всех встаёт И громким голосом поёт,

Нам говоря: «Рассвет пришёл!» Как имя птички?…(ПЕТУШОК!)

Встаёт на заре, Поёт во дворе, На голове гребешок. Кто же это?…(ПЕТУШОК!)

Хвост с узорами, Сапоги со шпорами,

Песни распевает, Время считает …(ПЕТУШОК!)

Беленькие пёрышки, Красный гребешок. Кто это на колышке?..(ПЕТУШОК!)

Кто рано встаёт, Голосисто поёт, Деткам спать не даёт?…(ПЕТУШОК!)

-.Хвост пушист, есть чёлка, грива, Скачет по полю игриво

Где так много травки сладкой! Как зовут её …(ЛОШАДКА!)

Не кузнец, Не плотник, А первый на селе работник…(ЛОШАДЬ!)

5. Кто знает хвост-крючок? Есть и пятачок,

 А бочок покрыт щетинкой. Кто же это, дети?…(СВИНКА!)

Хвост — крючком, нос – пятачком…(СВИНЬЯ!)

В хвостика крючок, Вместо носа пятачок;

Пятачок дырявый, А крючок вертлявый…(СВИНЬЯ!)

Хвост крючком, Рыло пятачком, В два ряда пуговицы…(СВИНЬЯ!)

Ничего не болит, А всё стонет…(СВИНЬЯ!)

6. А этот хвост красив и ярок, Для птицы он – большой подарок!

Не правда ль, дивная картина? Так чей же это хвост? …(ПАВЛИНА!)

                                                   Игра «Один-много».

Цели: учить детей понимать количественную характеристику предметов, использовать в речи слова: один (одна), много.

Воспитатель  (достаёт из коробки игрушечных воробьев или других одинаковых птиц). Вот  воробей, вот еще воробей, еще воробей. Сколько воробьев? (Много). (Достаёт сороку, дети называют ее). Сколько сорок? (Сорока одна). Воробьев сколько? (воробьев много).

                                     Приложение 8. Физические упражнения.

                                                      «Скворечник».

 Музыкальное сопровождение рус.нар. песня «Как под горкой под горой».

  • Текст полевки                                  Метроритмические действия
  • Тук-тук-тук, мы строим дом,                   Упражнение «кулачки» — ударяют
  • Маленький скворечник.                           поставленными один на другой
  •                                                                   сжатыми кулачками
  • Новых птичек с юга ждем,                       Разводят руки в стороны, слегка
  • Новых птичек вешних.                             помахивают ими.
  • Тук-тук-тук, готов наш дом,                     Упражнение «кулачки» — ударяют
  • Маленький скворечник.                           поставленными один на другой
  •                                                                   сжатыми кулачками
  • Новых птичек с юга ждем,                       Разводят руки в стороны, слегка
  • Новых птичек вешних.                             помахивают ими.

                                           «Воробей живет под крышей».

Воробей живёт (машем руками «крылья»)

 под крышей (соединили руки над головой — «домик»)

В тёплой норке (сложили ладони «гнёздышком»)

домик мыши. («домик»и изображаем «ушки» мыши)

У лягушки (присели, колени раздвинули, ладони врозь)

дом в пруду, ( «домик» и круг руками перед собой — «пруд»)

Домик пеночки («домик» и помахать «крыльями»)

в саду. (руки вверх — «деревья»)

-Эй, цыплёнок, (правую руку вперёд — «эй» и пальцы в «яичко» — «цыплёнок»)

где твой дом? (руки развести , плечи поднять и «домик»)

— Он у мамы под крылом. (помахать «крыльями»).

                                           «Журавленок».

Журавленок встал на ножки, (встать, выпрямить спинки, плечи расправить)

Пошагать решил немножко. (шаги с высоко поднятыми коленями)

Смотрит вдаль из-под ладошки. (движения в соответствии с текстом)

Кто там скачет по дорожке? (прыгать на месте, руки на поясе)

Жабы вышли на лужок. (шаги на месте)

Жабы встали все в кружок. (образовать круг)

Важно подняли головки. (поднять голову)

Посмотрите, как мы ловки! («гордые» повороты головы вправо – влево)

Вот похлопали в ладошки. (похлопать в ладоши)

Посмотрите, как мы ловки!

Вот попрыгали немножко. (прыгать на обеих ногах)

Поскакали, поскакали. (прыгать то на правой, то на левой ноге)

Покружились, покружились. (кружиться на месте)

А потом остановились. (остановиться, наклониться вперёд, покачать прямыми руками)

                                    Приложение 9. Консультации для родителей.

                      Тема: «Кормушки для птиц своими руками».

В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам. Малыша нужно постепенно знакомить с миром пернатых и животных, а также объяснять роль человека в природе. Для развития детей очень полезно мастерить кормушки для птиц своими руками. Найдется ли хоть один человек, который за всю свою жизнь не сделал ни одной кормушки для птиц? Это может быть только ребенок. Быстро исправим положение! Сначала в доступной форме расскажите малышу о том, что действия человека сильно влияют на природу и, к сожалению, не всегда положительно, что очень важно беречь все живое вокруг нас, беречь землю, леса, реки, животных… Может, и не стоит приводить конкретные факты, например, что из десяти синиц зиму переживает только одна, – этим вы можете расстроить и даже напугать малыша, но знать, что от людей зависит в природе многое, ребенок должен. Забота о пернатых принесет малышу радость, а еще он поймет, что нужно помогать тем, кто нуждается в этом, и в итоге – научится милосердию. Кроме бесценных морально-этических и экологических уроков, вы дадите ребенку и некоторые естественнонаучные знания, ведь малыш сразу же спросит вас: «А каких птичек мы будем кормить?» Вот тут-то вам придется самим основательно подготовиться и узнать, какие птицы зимуют в наших местах. Это, например, синицы, причем синиц у нас достаточно большое количество видов: лазоревки, хохлатые синицы, гаечки, московки, а не только большие синицы, которых мы часто видим в городе (как раз зимой они подтягиваются к жилью человека), – с желтой грудкой, через которую проходит красивый черный «галстук». А еще у нас зимуют дятлы, щеглы, коноплянки, снегири, свиристели, но их можно встретить в основном за городом. Расскажите малышу, что птички приносят большую пользу природе – они уничтожают разных вредных жучков и гусениц. Но зимой эти вредители прячутся очень далеко и глубоко, и не все птицы могут их достать так ловко, как дятел. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и боярышника на всех не хватает. Человек может помочь птицам. И сделать это не трудно. Помочь пернатым друзьям, своевременно развесить кормушки стало доброй традицией в нашем детском саду. И в этом году, на территории детского сада, мы предлагаем организовать серию «птичьих столовых» из кормушек сделанные руками родителей совместно с детьми. При изготовлении кормушек родителям предлагаем проявить творчество, фантазию, использовали нетрадиционные материалы. Такие мероприятия являются одной из форм экологического воспитания в детском саду.  Все кормушки будут развешены на территории детского сада. И каждый ребенок, проходя мимо кормушек, с радостью может насыпать корм для пернатых друзей. Из пластиковой бутылки. Можно изготовить из пластиковой бутылки и простой вариант автокормушки. Подготовьте какую-нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать, вам нужно будет только время от времени наполнять кормушку. Самая простая кормушка — из молочного пакета. Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево. Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они легко развешиваются на веточках. Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой. Кормушка для птиц из кокосового ореха. Если вы любите кокосы, тогда эта кормушка для птиц именно для вас! Необходимые материалы: кокос ,веревка, дрель.

Шаг 1. Разрежьте кокос на 2 части. Слейте молоко и удалите мякоть.

Шаг 2. Отметьте маркером по 3 отверстия на каждой половинке кокоса. Просверлите дрелью отверстия.

Шаг3.  Проденьте веревку сквозь полученные отверстия и зафиксируйте ее вверху. Тыквенный домик. В не очень большой тыкве круглой формы можно прорезать два отверстия наподобие окон. Затем необходимо вынуть внутренности из тыквы, вставить внутрь дощечку, насыпать корм и подвесить на ветку дерева за хвостик. Оригинальная кормушка готова! Пряники для птиц. Еду для птичек можно приготовить и самостоятельно, тем более и ребенку будет очень интересно, и остатки еды выполнят важную миссию. Поскребите по сусекам и подготовьте для пряников овсяные хлопья, мюсли, яблочные шкурки, бекон, столько же маргарина и чуть-чуть подсолнечного масла. если есть возможность, можно добавить орешки, сахар, мед и просо. Все это тщательно перемешайте и поместите в маленькие пластиковые стаканчики, после чего их нужно заморозить. После достаньте печенье из формы, положите в готовую кормушку, сетку или же просто повесьте на ветку дерева. Сложные конструкции. Рассмотрите и более сложные модели кормушек, которые могут стать настоящим украшением любого двора или сада. На столбах укрепляются стационарные кормушки для птичек. Их кормовые столики и крыши можно изготавливать из тонкой фанеры или древесно-стружечных плит. Можно сделать и двухэтажную кормушку, использовав для невысокого первого этажа жестяную чашу с бортиками, а второй этаж делая деревянным. Крышки и боковые стенки позволяют сделать так, чтобы корм был недоступен для голубей, а синицы любят заскакивать в укрытия и быстро освоятся в своей новой столовой. Для синичек. Синички — единственные птички, которые способны кушать на лету. Самым простым кормом для них будет кусок сала, висящий на веревке — а вороны и голуби не смогут его съесть. Классическая кормушка. Для изготовления самой популярной «модели» кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10-15 см, достаточно крупная, 2 листа ДВП или доски, метла. Березовую ветвь следует разрезать на 4 ровных куска и прикрепить к ним ДВП или досочки. Наверх прикрепите метлу (нижнюю часть), чтобы кормушка была устойчивой, после чего можно вешать ее на дерево. Малыш должен понять, что кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Оказывается, корм может и навредить. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз). Меню для птиц Вот и готова наша кормушка. Что же в нее положить? Оказывается, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Например, у синиц вкус весьма специфический – они больше всего любят несоленое сало и сыр. Еще они любят мясо – и вареное, и сырое. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек. Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим и неиспорченным. Кстати, и птицам нужны «пищевые добавки», например, им полезна яичная скорлупа – прекрасная кальциевая подкормка. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».  Сделай другого немного счастливее – и станешь счастливее сам!   Благодарим родителей за участие в жизни детского сада. Мы надеемся, что звонкоголосое пение птиц никогда не смолкнет в нашем детсадовском дворе. Главное – не дать птицам погибнуть от голода. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей. Кормушка, сделанная своими руками принесет много пользы, причем не только птичкам.

                                            Тема: «В гармонии с природой».

Взрослые люди, а тем более ставшие родителями, прекрасно понимают, насколько важно,  как взрослым, так и детям расти в гармонии с природой и окружающим миром. Поэтому с раннего детства родители стремятся научить ребенка любить родную природу, понимать ее, наслаждаться ее девственной красотой и черпать необходимые каждому человеку впечатления и знания.

А лучше всего помогают родителям в этом экологические игры для детей. Эти игры очень важны для каждого ребенка, ведь именно в них закладываются основы любви, бережного отношения к природе и связи с окружающим миром. Экологические игры для детей сводятся к ознакомлению ребенка с природой, посредством совместных прогулок на природе, в лесу, с разглядыванием природных красот, со слушанием трелей птиц, с наблюдениями за падающими листьями, за спешащими муравьями, порхающими бабочками и мгновенно зависающими в воздухе стрекозами и другими насекомыми.

У детей довольно рано просыпается интерес к природе, ко всему живому, поэтому экологические игры  не только будут развивать вашего ребенка, но и принесут ему непередаваемую радость. Прививать детям любовь к окружающему нас миру, ко всему живому можно практически постоянно. Отправляясь на дачу, не упускайте шанс поиграть с малышом в  занимательные игры.

Прогуляйтесь с ним по лесу или вдоль реки, понаблюдайте за квакающими лягушками или медлительными улитками, вместе восхищайтесь распустившимся цветком, вдыхая его непередаваемый аромат.

Вся эта красота заставит вашего ребенка по-другому смотреть на природу и бережнее относиться к ней. Обязательно покажите малышу радугу после летнего дождя, поверьте, тот восторг, который ощутит ваш малыш, оставит незабываемые ощущения в душе ребенка.

Прогуляйтесь в тишине по лесу, рассказывая ребенку о птицах, встречающихся на вашем пути.

Послушайте их необычайно красивые трели, попытайтесь вслушаться и понять их перезвоны и различать их. Покажите ему дятла, добывающего личинку под корой дерева, расскажите малышу как дятлы «лечат» деревья. Возможно, вам удастся встретить в лесу белку или зайца. Даже если нет, вы всегда сможете найти множество сгрызенных шишек под соснами.

Расскажите своему ребенку, чем питается белка и как она грызет шишки. Соревнуйтесь с ним, кто больше узнает деревьев в лесу, цветов в поле, голосов птиц и так далее. Кто больше назовет видов животных, их характерных признаков и их повадки.

Поощряйте вашего ребенка, хвалите его за проявленную смекалку, за обширные знания, поддерживайте интерес ребенка к природе. Находясь дома, вы также можете играть с малышом в экологические игры. Показывайте вашему ребенку картинки с изображением птиц и животных, начиная с простых и обычных, и доходя до самых экзотических.

Учите ребенка объединять их в группы – дикие животные, домашние животные, животные жарких стран и т.п. Неплохо приобрести информационные носители с птичьими голосами или голосами животных.

Слушая их и рассматривая картинки с изображением этих животных или птиц, малыш будет приобщаться к нашей дивной и неподражаемой природе. Неплохо, если родители с детьми смогут повторять птичьи голоса, подражая птичкам.

Это поможет ребенку лучше понимать природу и в будущем, находясь на природе, он уже будет различать и даже понимать голоса птиц.  Экологическому воспитанию детей, любви к природе будет способствовать чтение книг о животном и растительном мире. Есть множество замечательных книг, помогающих познакомить малыша с окружающей природой. И рассказы родителей о природе необыкновенно важны, ребенок чувствует эмоциональный настрой, отношение взрослого к братьям нашим меньшим, и учится на примере взрослого выстраивать отношения с окружающим миром.  Поведение взрослого должно совпадать с его словами, так как если вы рассказываете о том, что надо беречь природу, а после прогулки или пикника за вами надо убирать мусор или гасить костер, то ребенок скорее скопирует ваше поведение, нежели прислушается к правильным словам.  Экологическое воспитание детишек поможет научить их трепетно относиться к природе и всему живому, усвоить правила и нормы окружающего мира. Это повлияет на развитие ребенка, и он вырастет более чутким и добрым человеком, готовым всегда помочь ближнему, а также будет проявлять инициативу в сохранении нашей экологии.

                                                 Тема: «Птицы – наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека мы знаем уже давно. У наших садов,полей, лесов, всего зеленого мира не мало врагов. Это разного вида гусеницы, бабочки, жуки, короеды, тли, черепашки, долгоносики. Их не одна тысяча видов. Они сосут и грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, разрушают даже самую толстую и твердую кору деревьев. Питаясь листочками, корнями, цветками, плодами, делая лабиринты в коре и древесине они наносят вред растениям, портят плоды, губят урожай. Кто же выступает на защиту лесного царства? Конечно же птицы. Например целыми днями старательно синицы заняты поисками пищи. Они истребляют огромное количество вредителей. Во время выкармливания птенцов синицы приносят им в гнездо пищу от 300 до 600 раз в течении дня. Причем за один раз они доставляют несколько насекомых.

Также птицы принимают активное участие в посадке будущих деревьев и кустарников. Летая по лесным опушкам, вырубкам и горам, дрозды рассеивают семена рябины, чем приносят немалую пользу. Тем более всхожесть семян значительно увеличивается под воздействием желудочного сока дрозда. Распространению черемухи, малины, ежевики, шиповника, брусники, костяники, лесной вишни способствуют стаи дроздов, свиристелей, славок, горихвосток и других птиц. Расселению дубов «помогают» сойки. Осенью они запасают желуди на зиму пряча их под опавшими листьями, пнями. Весной забытые сойкой желуди прорастают и появляются молодые деревья.

Безусловно без помощи птиц человеку не обойтись. Как и не обойтись птицам без нашей помощи. Зимой трудно приходится птицам. Им  страшен не холод, а голод. Снежные метели, гололед, обильный снегопад затрудняют добычу пищи. Птицы за короткий день просто не успевают утолить голод. В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников. И сидят по карнизам домов распушив свои перышки воробьи, ближе к жилищу человека подбираются и снегири, и синички, и чижи. Потому что им иначе не выжить.

Люди давно уже придумали как помочь птицам зимой. «Покорми птиц зимою, они послужат тебе весною» — говорит русская пословица. Птицы умеют быть благодарными. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, потом они отблагодарят вас.

В нашей местности зимующие птицы- это ворона, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Прикармливая птичек зимою, мы помогаем им лучше пережить это трудное время. Тем самым скромная птичья столовая сделает полезное дело, привлекая птиц в наши сады и парки.

Тема: «Кормушки для птиц своими руками .»

В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам. Малыша нужно постепенно знакомить с миром пернатых и животных, а также объяснять роль человека в природе. Для развития детей очень полезно мастерить кормушки для птиц своими руками. Найдется ли хоть один человек, который за всю свою жизнь не сделал ни одной кормушки для птиц? Это может быть только ребенок. Быстро исправим положение! Сначала в доступной форме расскажите малышу о том, что действия человека сильно влияют на природу и, к сожалению, не всегда положительно, что очень важно беречь все живое вокруг нас, беречь землю, леса, реки, животных… Может, и не стоит приводить конкретные факты, например, что из десяти синиц зиму переживает только одна, – этим вы можете расстроить и даже напугать малыша, но знать, что от людей зависит в природе многое, ребенок должен. Забота о пернатых принесет малышу радость, а еще он поймет, что нужно помогать тем, кто нуждается в этом, и в итоге – научится милосердию. Кроме бесценных морально-этических и экологических уроков, вы дадите ребенку и некоторые естественнонаучные знания, ведь малыш сразу же спросит вас: «А каких птичек мы будем кормить?» Вот тут-то вам придется самим основательно подготовиться и узнать, какие птицы зимуют в наших местах. Это, например, синицы, причем синиц у нас достаточно большое количество видов: лазоревки, хохлатые синицы, гаечки, московки, а не только большие синицы, которых мы часто видим в городе (как раз зимой они подтягиваются к жилью человека), – с желтой грудкой, через которую проходит красивый черный «галстук». А еще у нас зимуют дятлы, щеглы, коноплянки, снегири, свиристели, но их можно встретить в основном за городом. Расскажите малышу, что птички приносят большую пользу природе – они уничтожают разных вредных жучков и гусениц. Но зимой эти вредители прячутся очень далеко и глубоко, и не все птицы могут их достать так ловко, как дятел. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и боярышника на всех не хватает. Человек может помочь птицам. И сделать это не трудно. Помочь пернатым друзьям, своевременно развесить кормушки стало доброй традицией в нашем детском саду. И в этом году, на территории детского сада, мы предлагаем организовать серию «птичьих столовых» из кормушек сделанные руками родителей совместно с детьми. При изготовлении кормушек родителям предлагаем проявить творчество, фантазию, использовали нетрадиционные материалы. Такие мероприятия являются одной из форм экологического воспитания в детском саду.  Все кормушки будут развешены на территории детского сада. И каждый ребенок, проходя мимо кормушек, с радостью может насыпать корм для пернатых друзей. Из пластиковой бутылки. Можно изготовить из пластиковой бутылки и простой вариант автокормушки. Подготовьте какую-нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать, вам нужно будет только время от времени наполнять кормушку. Самая простая кормушка — из молочного пакета. Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево. Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они легко развешиваются на веточках. Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой. Кормушка для птиц из кокосового ореха. Если вы любите кокосы, тогда эта кормушка для птиц именно для вас! Необходимые материалы: кокос ,веревка, дрель.

Шаг 1. Разрежьте кокос на 2 части. Слейте молоко и удалите мякоть.

Шаг 2. Отметьте маркером по 3 отверстия на каждой половинке кокоса. Просверлите дрелью отверстия.

Шаг3.  Проденьте веревку сквозь полученные отверстия и зафиксируйте ее вверху. Тыквенный домик. В не очень большой тыкве круглой формы можно прорезать два отверстия наподобие окон. Затем необходимо вынуть внутренности из тыквы, вставить внутрь дощечку, насыпать корм и подвесить на ветку дерева за хвостик. Оригинальная кормушка готова! Пряники для птиц. Еду для птичек можно приготовить и самостоятельно, тем более и ребенку будет очень интересно, и остатки еды выполнят важную миссию. Поскребите по сусекам и подготовьте для пряников овсяные хлопья, мюсли, яблочные шкурки, бекон, столько же маргарина и чуть-чуть подсолнечного масла. если есть возможность, можно добавить орешки, сахар, мед и просо. Все это тщательно перемешайте и поместите в маленькие пластиковые стаканчики, после чего их нужно заморозить. После достаньте печенье из формы, положите в готовую кормушку, сетку или же просто повесьте на ветку дерева. Сложные конструкции. Рассмотрите и более сложные модели кормушек, которые могут стать настоящим украшением любого двора или сада. На столбах укрепляются стационарные кормушки для птичек. Их кормовые столики и крыши можно изготавливать из тонкой фанеры или древесно-стружечных плит. Можно сделать и двухэтажную кормушку, использовав для невысокого первого этажа жестяную чашу с бортиками, а второй этаж делая деревянным. Крышки и боковые стенки позволяют сделать так, чтобы корм был недоступен для голубей, а синицы любят заскакивать в укрытия и быстро освоятся в своей новой столовой. Для синичек. Синички — единственные птички, которые способны кушать на лету. Самым простым кормом для них будет кусок сала, висящий на веревке — а вороны и голуби не смогут его съесть. Классическая кормушка. Для изготовления самой популярной «модели» кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10-15 см, достаточно крупная, 2 листа ДВП или доски, метла. Березовую ветвь следует разрезать на 4 ровных куска и прикрепить к ним ДВП или досочки. Наверх прикрепите метлу (нижнюю часть), чтобы кормушка была устойчивой, после чего можно вешать ее на дерево. Малыш должен понять, что кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Оказывается, корм может и навредить. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз). Меню для птиц Вот и готова наша кормушка. Что же в нее положить? Оказывается, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Например, у синиц вкус весьма специфический – они больше всего любят несоленое сало и сыр. Еще они любят мясо – и вареное, и сырое. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек. Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим и неиспорченным. Кстати, и птицам нужны «пищевые добавки», например, им полезна яичная скорлупа – прекрасная кальциевая подкормка. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».  Сделай другого немного счастливее – и станешь счастливее сам!   Благодарим родителей за участие в жизни детского сада. Мы надеемся, что звонкоголосое пение птиц никогда не смолкнет в нашем детсадовском дворе. Главное – не дать птицам погибнуть от голода. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей. Кормушка, сделанная своими руками принесет много пользы, причем не только птичкам.

Тема: «В гармонии с природой».

Взрослые люди, а тем более ставшие родителями, прекрасно понимают, насколько важно,  как взрослым, так и детям расти в гармонии с природой и окружающим миром. Поэтому с раннего детства родители стремятся научить ребенка любить родную природу, понимать ее, наслаждаться ее девственной красотой и черпать необходимые каждому человеку впечатления и знания.

А лучше всего помогают родителям в этом экологические игры для детей. Эти игры очень важны для каждого ребенка, ведь именно в них закладываются основы любви, бережного отношения к природе и связи с окружающим миром. Экологические игры для детей сводятся к ознакомлению ребенка с природой, посредством совместных прогулок на природе, в лесу, с разглядыванием природных красот, со слушанием трелей птиц, с наблюдениями за падающими листьями, за спешащими муравьями, порхающими бабочками и мгновенно зависающими в воздухе стрекозами и другими насекомыми.

У детей довольно рано просыпается интерес к природе, ко всему живому, поэтому экологические игры  не только будут развивать вашего ребенка, но и принесут ему непередаваемую радость. Прививать детям любовь к окружающему нас миру, ко всему живому можно практически постоянно. Отправляясь на дачу, не упускайте шанс поиграть с малышом в  занимательные игры.

Прогуляйтесь с ним по лесу или вдоль реки, понаблюдайте за квакающими лягушками или медлительными улитками, вместе восхищайтесь распустившимся цветком, вдыхая его непередаваемый аромат.

Вся эта красота заставит вашего ребенка по-другому смотреть на природу и бережнее относиться к ней. Обязательно покажите малышу радугу после летнего дождя, поверьте, тот восторг, который ощутит ваш малыш, оставит незабываемые ощущения в душе ребенка.

Прогуляйтесь в тишине по лесу, рассказывая ребенку о птицах, встречающихся на вашем пути.

Послушайте их необычайно красивые трели, попытайтесь вслушаться и понять их перезвоны и различать их. Покажите ему дятла, добывающего личинку под корой дерева, расскажите малышу как дятлы «лечат» деревья. Возможно, вам удастся встретить в лесу белку или зайца. Даже если нет, вы всегда сможете найти множество сгрызенных шишек под соснами.

Расскажите своему ребенку, чем питается белка и как она грызет шишки. Соревнуйтесь с ним, кто больше узнает деревьев в лесу, цветов в поле, голосов птиц и так далее. Кто больше назовет видов животных, их характерных признаков и их повадки.

Поощряйте вашего ребенка, хвалите его за проявленную смекалку, за обширные знания, поддерживайте интерес ребенка к природе. Находясь дома, вы также можете играть с малышом в экологические игры. Показывайте вашему ребенку картинки с изображением птиц и животных, начиная с простых и обычных, и доходя до самых экзотических.

Учите ребенка объединять их в группы – дикие животные, домашние животные, животные жарких стран и т.п. Неплохо приобрести информационные носители с птичьими голосами или голосами животных.

Слушая их и рассматривая картинки с изображением этих животных или птиц, малыш будет приобщаться к нашей дивной и неподражаемой природе. Неплохо, если родители с детьми смогут повторять птичьи голоса, подражая птичкам.

Это поможет ребенку лучше понимать природу и в будущем, находясь на природе, он уже будет различать и даже понимать голоса птиц.  Экологическому воспитанию детей, любви к природе будет способствовать чтение книг о животном и растительном мире. Есть множество замечательных книг, помогающих познакомить малыша с окружающей природой. И рассказы родителей о природе необыкновенно важны, ребенок чувствует эмоциональный настрой, отношение взрослого к братьям нашим меньшим, и учится на примере взрослого выстраивать отношения с окружающим миром.  Поведение взрослого должно совпадать с его словами, так как если вы рассказываете о том, что надо беречь природу, а после прогулки или пикника за вами надо убирать мусор или гасить костер, то ребенок скорее скопирует ваше поведение, нежели прислушается к правильным словам.  Экологическое воспитание детишек поможет научить их трепетно относиться к природе и всему живому, усвоить правила и нормы окружающего мира. Это повлияет на развитие ребенка, и он вырастет более чутким и добрым человеком, готовым всегда помочь ближнему, а также будет проявлять инициативу в сохранении нашей экологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *