Home Без рубрикиДидактическая игра «Приключения рыбки»

Дидактическая игра «Приключения рыбки»

Дидактическая игра «Приключения рыбки»

Автор: Корчагина А.С.

Развивающая игра «Приключения рыбки»

Развивающая дидактическая игра «Приключения рыбки» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5 — 6 лет). Игра имеет выраженную экологическую направленность и содержательную насыщенность.
Цель и задачи игры по формированию экологической культуры, расширению представлений об окружающем мире, проблемах загрязнения природы, по закреплению экологических привычек (сортировка мусора), по воспитанию интереса и уважения к профессии «эколог», по развитию мелкой моторики, мышления, соответствуют требованиям ФГОС ДО и возрастным особенностям детей.
Особенностью игры является то, что автором Корчагиной А.С. предпринята успешная попытка объединить в одной разработке развитие у дошкольников первичных представлений о необходимости уменьшения количества мусора в окружающем мире и в то же время формирование уверенности в том, что они могут влиять на данную ситуацию и менять её в лучшую сторону.
Игра «Приключения рыбки» может быть использована в педагогической деятельности и как способ познакомить детей с такими элементами экологической культуры как, например, «сортировка мусора», и как метод закрепления знаний, полученных детьми на различных занятиях.
Игра имеет чёткие правила, и в то же время допускает варианты их коррекции, причём, как показывает практика, зачастую по инициативе самих играющих детей. Например, во время игры они демонстрируют готовность использовать вместо карточек с картинками подручные материалы (мозайку, детали конструктора, шины от игрушечных машинок, резинки для волос и пр.) и продолжать играть, распределяя данные предметы по контейнерам.
Вариативность выбора ролей (один «юный эколог» выбирает и распределяет на игровом поле карточки, другой – ведёт рыбку, определяя пользу или вред предмета, третий – сортирует вредные предметы по контейнерам) позволяет с успехом удерживать детский интерес и желание освоить профессию эколога в будущем.
Успешное формирование экологических привычек у детей основано на использовании для создания игры доступных бросовых материалов. Среди них: картон от упаковочной коробки (основа), остатки фетровой ткани после пошива одежды (фон игрового поля), яркие бусины от старой бижутерии («морское дно»), обёрточный материал и ленты от букета цветов («медузы»), шерстяная нить старого свитера («водоросли» и «маршрут»). При создании игры были использованы цветная печать и ламинирование для достижения эффекта нарядности и в целях долговечности использования элементов игры.
Игра «Приключения рыбки» позволяет педагогу, использующему её в практике реализовать все направления развития детей. Познавательное развитие – это, прежде всего, расширение представлений об окружающем мире, о работе экологов. Формирование элементарных математических представлений может происходить, например, через закрепления счёта (счёт предметов в каждом контейнере, счёт водных обитателей, встреченных рыбкой по пути и пр.). Физическое развитие в игре осуществляется через манипуляции с мелкими предметами и сенсорное восприятие (дети кончиками пальцев исследуют «дно», состоящее из бусин). Речевое развитие происходит за счёт обогащения словаря детей (например, «водоросли», «кораллы», «маршрут» и пр.). Социально-коммуникативное развитие играющих детей происходит во время обсуждения друг с другом принадлежности встреченного рыбкой предмета к «полезному» или «вредному» для неё, во время определения ролей. Художественно-эстетическая составляющая – это тематическое цветовое и композиционное решение оформления игры, позволяющее играющим детям полностью «погрузиться» в водный мир, увидеть нарушающие его гармонию предметы (мусор) и желание избавить от них водных обитателей.
Игра «Приключения рыбки» обладает признаками инновационности, поскольку в педагогическую практику её впервые ввела автор – воспитатель первой квалификационной категории Корчагина А.С.
Актуальность игры обусловлена современной востребованностью педагогических разработок на экологическую тематику, о чём говорят различные мероприятия, организуемые с целью выявления лучших практик на эту тему (смотры, конкурсы, фестивали педагогических идей и пр.)
Игра «Приключения рыбки» вызвала профессиональный интерес и одобрение у педагогического сообщества, когда была представлена на
XI Республиканском онлайн-конкурсе «ЭКВЕСТ 2022».

ПРАВИЛА ИГРЫ:
Дидактическая экологическая настольная игра «Приключения рыбки» для детей 5-6 лет включает в себя: игровое поле с изображением подводного мира и маршрутом для движения рыбки; «рыбку»; полотно с изображением маркированных различными цветами контейнеров для сбора мусора; набор из 3-х эко-значков; 12 карточек с картинками различных объектов и предметов; конверт для атрибутов и инструкцию.
Цель игры: формировать у детей экологическую культуру через умение определять пользу или вред различных объектов для окружающей среды и сортировать вредные объекты по назначению.

Задачи игры: расширять представления детей об окружающем мире, проблемах загрязнения природы; формировать экологические привычки (сортировка мусора); развивать речь, мелкую моторику, мышление; воспитывать желание помогать природе, интерес и уважение к профессии «эколог».

Ход игры:
В игре принимают участие от 1 до 3 игроков. Играющие – это «юные экологи», каждому из которых на время игры надевается специальный эко-значок.


Затем, 1-й игрок, выбрав наугад 5 карточек, располагает их на игровом поле по маршруту движения рыбки. На карточках изображены полезные, безопасные или вредные для водных обитателей предметы и объекты.

Рядом с игровым полем располагает полотно с изображением контейнеров для сбора мусора. Задача второго игрока – провести рыбку по маршруту от начала до конца, определяя пользу или вред изображённых предметов.

3-й игрок, оставляя карточки с полезными, безопасными для природы предметами и объектами, забирает карточки с опасными предметами и сортируем их по контейнерам.
Команда «юных экологов» побеждает, если по итогам игры на маршруте рыбки остались карточки только с безопасными для водных обитателей объектами, а опасные и вредные предметы верно рассортированы по контейнерам.
Игра «Приключения рыбки» является вариативной, допускает иные правила и количество игроков, может включать в себя дополнительные элементы.

Кроме рыбки могут быть использованы другие обитатели вод, вместо карточек с изображениями предметов можно использовать подручные материалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *