Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
(в подготовительной группе)
«Путешествие за сокровищами вместе с Робобориком»
подготовила
учитель-логопед
Шевелева Алла Дмитриевна
Цели и задачи занятия
Цель: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование: письмо с картой, платочки, солнышко-игрушка, дидактическая игра «Собери цветы», раздаточный материал (картинки, удочки, рыбки, камешки), ручки, листы с заданиями, массажные коврики.
Ход занятия
- I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.
- Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать солнышко.
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Это солнышко не простое, а волшебное. Своим теплом оно излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом.
2.Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришло письмо от нашего друга Робоборика.
Логопед зачитывает письмо: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. И я хочу позвать вас вместе отправится в путешествие. Поможете ли вы мне найти сокровища?
Дети: Да.
Логопед зачитывает продолжение письма: Вас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, вы добудете сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Дыхательная гимнастика с платком.
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом и сделаем дыхательное упражнение с платком. Поднимем платок и делаем вдох носом и опускаем платок делаем выдох ртом.
Развитие зрительного внимания
Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте. А что еще необходимо всем путешественникам в пути? Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает картинки, спрятанные под тенью)
Дети отгадывают картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.
Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
- Введение в тему. Кораблик приплыл к Протоке Звуков.
Характеристика звука.
Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)
Лодка плыла по волнам.
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый, звонкий.
Логопед: Можем плыть дальше.
- II. Основная часть.
Логопед: Итак, мы приблизились к озеру Перемен.
Задание на развитие фонематического восприятия
Логопед : Здесь нас встречает наш друг Робоборик, который приготовил для нас задания. (Приложение 1,2,3)
Развитие мелкой моторики
Логопед: Ребята, посмотрите , какие здесь камни, собранные со дна озера. Сейчас мы с вами попробуем выложить букву «Л» из камней, на берегу озера. Молодцы! Отправляемся в путь дальше.
Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.
Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»
- Игра “Собери цветы”.
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Группа делится на 2 команды. Одна собирает цветок с лепестками — картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая – звук Л в конце слова.
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. Теперь пора отдохнуть. Ребята нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ).
Дети читают слоги.
- Остров Физминутки (Музыкальная физкультминутка « Капитан Краб»)
Логопед : Ура! Мы попали на остров Физминутки. И встречает нас с вами Капитан Краб.
Дети выполняют физминутку под музыку.
- Остров Слов
Логопед : Ребята, а вот и снова нас встречает Робоборик. Какие же интересно задания он приготовил для нас в этот раз? (Приложения 4,5)
— Хорошо, вы молодцы ребята! Наш корабль плывет дальше.
- На горизонте река «Богатых слов».
Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика « Паутинка»
Развитие графомоторных навыков
— Игра «Рыболов»
Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.
Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети проходят к столу, садятся на стульчики и пишут букву Л, обводя по точкам , далее самостоятельно.
Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)
Логопед: А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем)
III. Итог.
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.
(Дети раскрывают ларец, находят там угощения и распечатанные задания от Робоборика для закрепления темы)
— Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в группу.
— Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в группе окажусь»
— Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
— С каким звуком и буквой мы познакомились?
— Где мы с вами побывали?
— Теперь попрощаемся и пойдем в группу.