Home Без рубрикиДень экологических знаний

День экологических знаний

Автор: Шиликова Татьяна Юрьевна-воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №128 комбинированного вида» Кировского района г. Казани.

В настоящее время одной из актуальных проблем в образовании является воспитание экологической грамотности дошкольников.

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только с дошкольного возраста.

  1. Цель: продолжать учить правила безопасного поведени
  2. я в природе. Воспитывать экологическую культуру дошкольников, углубить знания о муравьях.
    2. Задачи:

Обучающие: создание проблемной ситуации, нахождение способов выхода из проблемной ситуации, закрепление знания детей о насекомых (муравьи).

Развивающие: развитие связной речи, памяти, умения отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы, развитее у детей познавательного интереса к жизни леса и его обитателям.

Воспитательные: воспитание интереса у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитание любви и бережного отношения к природе; выполнение совместных действий дружно и слаженно в процессе игровой и продуктивной деятельности, умения работать в команде.

  1. Словарная работа: обогащать словарь детей, активизировать употребление в речи слов: солярий, жвала, фуражиры.
  2. Материалы и оборудование: экран, проектор, компьютер, голосовое сообщение, презентация на тему «Муравьи», музыкальный центр, аудиозапись музыкального материала, столы, панорама осеннего леса, иллюстрации правил поведения в лесу, разрезные картинки с правилами поведения в лесу; запись голосов птиц,  макет муравейника из монтажной пены,  муравьи, природный материал (веточки, листочки, кора деревьев),  лазерный луч, кисточки, клей
  3. Предварительная работа: Беседы о диких животных, о лесных птицах, о насекомых, чтение стихов и рассказов о природе, загадывание загадок, просмотр иллюстраций о лесе, животных, насекомых, дидактические игры: «Правила поведения в лесу, на лугу, водоёме» «Дикие животные», «Птицы».
  4. Методы и приемы: наглядные – просмотр презентации «Устройство муравейника и жизнь муравьев», практические – собирание разрезных картинок «Правила поведения в лесу», игра на интерактивной доске «Рассортируй мусор», установка макета муравейника; игровые — эмоциональный настрой; словесные – познавательные беседы по разрезным картинкам, объяснения.

Ход образовательной деятельности

Дети под музыку заходят в зал, свободно располагаются.

Приветствие. Воспитатель и дети:

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю!

Я вас всех приветствую!

Звук сообщения на телефоне. (СМС)

 

Воспитатель: Ребята что это за звук? Какое -то сообщение пришло мне на телефон! Давайте прослушаем:

(включается запись 1)

Мы трудились целый день,
И работать нам не лень.
Дом построили большой,
Поместились всей семьёй!
Но пришли ребята в лес —
Муравейник наш исчез!

Воспитатель: Ребята, от кого это сообщение? Кто же мог его прислать?

Дети: от муравьишек!

Воспитатель: что у муравьишек случилось? Что же делать ребята, как мы можем помочь муравьям?

Дети: можем нарисовать муравейник, слепить муравейник.

Воспитатель: Ребята хотите узнать много нового, интересного про муравьишек, хотите знать как устроен муравейник?

Дети: да!

Воспитатель: тогда рассаживайтесь поудобнее. (дети рассаживаются около экрана проектора)

Презентация «Устройство муравейника и жизнь муравьев»

Воспитатель: когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьи — великолепные строители.

Слайд 1. Муравейник — это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовушками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. А крепок ли такой дом? Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении сверху вниз. Как вы думаете, почему в одном направлении? Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо. Из чего муравейник строят муравьи? Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.

Слайд 2. Рассмотрим строение муравья. Голова, грудь, брюшко,3 пары ножек. Как у всех насекомых, у муравьев есть глаза, усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Слайд 3. Мощные жвала помогают лесным рыжим муравьям добывать строительный материал и пищу, ухаживать за личинками и куколками .

Слайд 4. Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать.

Слайд 5. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички , из которых позже появятся личинки.

Слайд 6. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки, они кормят личинок, ухаживают за куколками, переносят их прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

Слайд 7. Ремонтируется и обновляется муравейник рабочими муравьями- строителями, все  входы и выходы муравейника  охраняются муравьями-солдатами.

Слайд 8. Рабочие муравьи фуражиры-охотники, приносят в муравейник еду и делятся ею с теми, кто работает внутри гнезда.   Едят муравьи других насекомых.

Слайд 9. Любят питатся соком и семенами  растений.

Слайд 10. Также поедают гусениц. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Слайд 11. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, никогда не спят.

Слайд 12. На зиму насекомые забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура понижается не так сильно, как на поверхности. Там, собравшись в тесный ком, они оцепеневают до весны.

Вопросы по содержанию презентации:

  1. Почему муравьев считают самыми сильными?
    2. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
    3. Чем питаются муравьи?
    4. Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Воспитатель: но прежде, чем отправится в лес, нам надо повторить правила поведения в лесу. Ведь нельзя идти в лес, не зная, как правильно себя вести в нём.

Экологическая игра «Правила поведения в лесу» разрезные картинки.
Воспитатель предлагает встать парами и выбрать себе папку, затем собрать разрезную картинку, рассказать:

1.Нельзя шуметь в лесу.

2.Нельзя забирать животных из леса

3.Нельзя разбрасывать мусор

4.Нельзя ломать ветки деревьев

  1. Нельзя разводить костры. (5 картинок)

    Воспитатель:
    Молодцы ребята все правила вы хорошо знаете! Теперь можно оправляться в путь.
    Только как же нам добраться до леса?

Дети: на машине, на велосипеде, пешком, и т.д.

Воспитатель: Мне очень понравились все ваши предложения, а особенно Даниила, лес у нас не далеко, поэтому давайте отправимся пешком!

Звучит мелодия «По лужам»

Воспитатель: вот мы с вами и дошли до леса! Посмотрите вокруг ребята что же тут случилось? Кто же тут побывал?

Дети: Туристы везде раскидали мусор!

Воспитатель: как мы можем помочь лесу? Что мы можем сделать ребята?

Дети: Давайте соберём мусор!

Игра на интерактивной доске «Рассортируй мусор»

Ход игры:

К экрану приглашается двое детей, и при помощи маркера перетягивают по очереди мусор по контейнерам.

Воспитатель: Какие вы молодцы, быстро справились с заданием!

Посмотрите, может быть, нам подойдёт вот эта горка? Чего на ней не хватает?

Дети: Листиков, палочек,

Воспитатель: берём клей, обмазываем горку со всех сторон и приклеиваем на него палочки, листочки и получится настоящий муравейник.

Воспитатель: Молодцы, мы с вами славно потрудились!

Песня муравьиная квартира.

 Голосовое сообщение от муравьишек. Запись №2

(Муравьи благодарят детей за оказанную им помощь.)
Воспитатель: вот и пришла пора прощаться. Нам нужно возвращаться в детский сад. Вставайте все за мной.

Звучит мелодия «По лужам»

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали, что узнали нового?

Дети: ответы детей

Воспитатель: А вам понравилось наше путешествие в лес? Куда бы вы еще хотели отправится?

Дети: ответы детей

Дети под музыку выходят из зала.

#БудетчистовТатарстане

#ЗеленаякомандвБЧ

#ЭКОкультураБЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *