Автор: Шиликова Татьяна Юрьевна-воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №128 комбинированного вида» Кировского района г. Казани.
В настоящее время одной из актуальных проблем в образовании является воспитание экологической грамотности дошкольников.
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только с дошкольного возраста.
- Цель: продолжать учить правила безопасного поведени
- я в природе. Воспитывать экологическую культуру дошкольников, углубить знания о муравьях.
2. Задачи:
Обучающие: создание проблемной ситуации, нахождение способов выхода из проблемной ситуации, закрепление знания детей о насекомых (муравьи).
Развивающие: развитие связной речи, памяти, умения отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы, развитее у детей познавательного интереса к жизни леса и его обитателям.
Воспитательные: воспитание интереса у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитание любви и бережного отношения к природе; выполнение совместных действий дружно и слаженно в процессе игровой и продуктивной деятельности, умения работать в команде.
- Словарная работа: обогащать словарь детей, активизировать употребление в речи слов: солярий, жвала, фуражиры.
- Материалы и оборудование: экран, проектор, компьютер, голосовое сообщение, презентация на тему «Муравьи», музыкальный центр, аудиозапись музыкального материала, столы, панорама осеннего леса, иллюстрации правил поведения в лесу, разрезные картинки с правилами поведения в лесу; запись голосов птиц, макет муравейника из монтажной пены, муравьи, природный материал (веточки, листочки, кора деревьев), лазерный луч, кисточки, клей
- Предварительная работа: Беседы о диких животных, о лесных птицах, о насекомых, чтение стихов и рассказов о природе, загадывание загадок, просмотр иллюстраций о лесе, животных, насекомых, дидактические игры: «Правила поведения в лесу, на лугу, водоёме» «Дикие животные», «Птицы».
- Методы и приемы: наглядные – просмотр презентации «Устройство муравейника и жизнь муравьев», практические – собирание разрезных картинок «Правила поведения в лесу», игра на интерактивной доске «Рассортируй мусор», установка макета муравейника; игровые — эмоциональный настрой; словесные – познавательные беседы по разрезным картинкам, объяснения.
Ход образовательной деятельности
Дети под музыку заходят в зал, свободно располагаются.
Приветствие. Воспитатель и дети:
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю!
Я вас всех приветствую!
Звук сообщения на телефоне. (СМС)
Воспитатель: Ребята что это за звук? Какое -то сообщение пришло мне на телефон! Давайте прослушаем:
(включается запись 1)
Мы трудились целый день,
И работать нам не лень.
Дом построили большой,
Поместились всей семьёй!
Но пришли ребята в лес —
Муравейник наш исчез!
Воспитатель: Ребята, от кого это сообщение? Кто же мог его прислать?
Дети: от муравьишек!
Воспитатель: что у муравьишек случилось? Что же делать ребята, как мы можем помочь муравьям?
Дети: можем нарисовать муравейник, слепить муравейник.
Воспитатель: Ребята хотите узнать много нового, интересного про муравьишек, хотите знать как устроен муравейник?
Дети: да!
Воспитатель: тогда рассаживайтесь поудобнее. (дети рассаживаются около экрана проектора)
Презентация «Устройство муравейника и жизнь муравьев»
Воспитатель: когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьи — великолепные строители.
Слайд 1. Муравейник — это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовушками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. А крепок ли такой дом? Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении сверху вниз. Как вы думаете, почему в одном направлении? Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо. Из чего муравейник строят муравьи? Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.
Слайд 2. Рассмотрим строение муравья. Голова, грудь, брюшко,3 пары ножек. Как у всех насекомых, у муравьев есть глаза, усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Слайд 3. Мощные жвала помогают лесным рыжим муравьям добывать строительный материал и пищу, ухаживать за личинками и куколками .
Слайд 4. Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать.
Слайд 5. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички , из которых позже появятся личинки.
Слайд 6. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки, они кормят личинок, ухаживают за куколками, переносят их прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.
Слайд 7. Ремонтируется и обновляется муравейник рабочими муравьями- строителями, все входы и выходы муравейника охраняются муравьями-солдатами.
Слайд 8. Рабочие муравьи фуражиры-охотники, приносят в муравейник еду и делятся ею с теми, кто работает внутри гнезда. Едят муравьи других насекомых.
Слайд 9. Любят питатся соком и семенами растений.
Слайд 10. Также поедают гусениц. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Слайд 11. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, никогда не спят.
Слайд 12. На зиму насекомые забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура понижается не так сильно, как на поверхности. Там, собравшись в тесный ком, они оцепеневают до весны.
Вопросы по содержанию презентации:
- Почему муравьев считают самыми сильными?
2. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
3. Чем питаются муравьи?
4. Почему муравьев называют «санитарами леса»?
Воспитатель: но прежде, чем отправится в лес, нам надо повторить правила поведения в лесу. Ведь нельзя идти в лес, не зная, как правильно себя вести в нём.
Экологическая игра «Правила поведения в лесу» разрезные картинки.
Воспитатель предлагает встать парами и выбрать себе папку, затем собрать разрезную картинку, рассказать:
1.Нельзя шуметь в лесу.
2.Нельзя забирать животных из леса
3.Нельзя разбрасывать мусор
4.Нельзя ломать ветки деревьев
- Нельзя разводить костры. (5 картинок)
Воспитатель: Молодцы ребята все правила вы хорошо знаете! Теперь можно оправляться в путь.
Только как же нам добраться до леса?
Дети: на машине, на велосипеде, пешком, и т.д.
Воспитатель: Мне очень понравились все ваши предложения, а особенно Даниила, лес у нас не далеко, поэтому давайте отправимся пешком!
Звучит мелодия «По лужам»
Воспитатель: вот мы с вами и дошли до леса! Посмотрите вокруг ребята что же тут случилось? Кто же тут побывал?
Дети: Туристы везде раскидали мусор!
Воспитатель: как мы можем помочь лесу? Что мы можем сделать ребята?
Дети: Давайте соберём мусор!
Игра на интерактивной доске «Рассортируй мусор»
Ход игры:
К экрану приглашается двое детей, и при помощи маркера перетягивают по очереди мусор по контейнерам.
Воспитатель: Какие вы молодцы, быстро справились с заданием!
Посмотрите, может быть, нам подойдёт вот эта горка? Чего на ней не хватает?
Дети: Листиков, палочек,
Воспитатель: берём клей, обмазываем горку со всех сторон и приклеиваем на него палочки, листочки и получится настоящий муравейник.
Воспитатель: Молодцы, мы с вами славно потрудились!
Песня муравьиная квартира.
Голосовое сообщение от муравьишек. Запись №2
(Муравьи благодарят детей за оказанную им помощь.)
Воспитатель: вот и пришла пора прощаться. Нам нужно возвращаться в детский сад. Вставайте все за мной.
Звучит мелодия «По лужам»
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали, что узнали нового?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А вам понравилось наше путешествие в лес? Куда бы вы еще хотели отправится?
Дети: ответы детей
Дети под музыку выходят из зала.
#БудетчистовТатарстане
#ЗеленаякомандвБЧ
#ЭКОкультураБЧ