Home Без рубрикиУправление развитием ДОУ по интегративной модели К.Камерона и Р.Куина

Управление развитием ДОУ по интегративной модели К.Камерона и Р.Куина

Управление развитием ДОУ по интегративной модели К.Камерона и Р.Куина

Е.С.Борисова, заведующий

МБДОУ «Детский сад № 128 комбинированного вида»

Кировского района г.Казани

В наше время в выигрышном положении находятся динамично развивающиеся дошкольные учреждения, в которых педагогическая команда отличается профессионализмом, предприимчивостью, деятельным подходом, готовностью идти на риск, умением работать в единой команде, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию.

В условиях сокращения государственных расходов в бюджете РФ, одним из важных приоритетов государственной политики остается внедрение таких современных механизмов управления качеством и эффективностью образовательных услуг, которые позволяли бы в изменившихся сложных условиях повысить их уровень. Одним из этих механизмов является корпоративная культура.

Различные авторы пытались представить различные организационные характеристики, отличающие одну культуру от другой, и на которые можно воздействовать. Для управленческой команды МБДОУ «Детский сад № 128 комбинированного вида» из всех проработанных подходов к изучению корпоративной культуры  наиболее значимой является методика, разработанная авторами Кимом Камероном и Робертом Куинном «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей».

Данная методика адаптирована к образовательным учреждениям. Она дает представление о сильных и слабых сторонах организации, ее ресурсах, потенциальных возможностях, показывает, какие элементы системы управления игнорируются, упускаются или недооцениваются. Кроме того, диагностика организации — это чрезвычайно полезная работа для развития управленческого мышления и повышения управленческой квалификации самих руководителей как менеджеров. Это ценнейший ресурс, который нуждается в постоянной «подпитке» и непрерывном развитии.

В ходе данной диагностики можно получить  уникальную возможность повлиять на будущее организации. При проведении диагностики  учитываются любые мнения, суждения, оценки. Вся собранная информация,  полученная в ходе диагностических мероприятий, при соблюдении полной анонимности и конфиденциальности предоставляется руководителям организации для последующего использования в интересах развития учреждения.

В соответствии с моделью «рамочной конструкции конкурирующих ценностей» определение доминантного типа культуры осуществляется на основе двух измерений:

Так, некоторые организации считаются эффективными, если они склонны к переменам, отличаются адаптивностью и органической цельностью, другие эффективны, если они стабильны, предсказуемы и механически целостны. Это:

  • Иерархический тип — культура, ориентированная на системность, порядок.
  • Адхократический тип — культура, ориентированная на предпринимательство и творчество.

Границы второго измерения простираются от организационной сплоченности и согласованности на одном краю до организационной разобщенности на другом. Это:

  • Клановый тип — культура, фокусирующая внимание на качестве отношений;
  • Рыночный тип — культура, в первую очередь, ориентированная на результат и выполнение задачи любой ценой

 

 

Стержневые ценности, лежащие на разных краях, отвергают друг друга.

В методике Кима Камерона и Роберта Куинна культура организации оценивается по нескольким параметрам:

  1. Принципы внутриорганизационных отношений.
  2. Общий стиль лидерства.
  3. Особенности управления персоналом.
  4. Связующая сущность организации.
  5. Стратегические цели.
  6. Критерии успеха.

Заполнение анкеты «Текущее (предпочтительное) состояние КК» требует распределения 100 баллов оценки между предложенными утверждениями в каждом блоке опросника в том соотношении, которое в наибольшей степени соответствует Вашей организации.

Сумма проставленных баллов в анкетах по текущему и предпочтительному состояниям должна быть равна ста (отдельно для каждого блока показателей). Обратите внимание, что распределение баллов не должно быть полностью равномерным (например: А 25, В 25, С 25 и D 25).

Простое усреднение результатов, полученных при опросе отдельных сотрудников, для построения общего профиля организационной культуры является грубой ошибкой!

На приведенных графиках, текущий тип культуры по мнению педагогического персонала нашего ДОУ,  можно с уверенностью отнести к кланово-иерархическому типу (Рис.1). Хотя, по мнению административного персонала, текущий тип культуры относится к адхократическому типу. (Рис.2).

Это означает, что в осознании педагогического персонала ценности связываются формальным выполнением минимальных обязанностей, избеганием жестких требований к оценке качества работы, отсутствиям понимания связи собственных усилий и результатов труда, доминированием неформальных отношений.

В осознании администрации ДОУ на 29.11.2018г. существующие ценности являются актуальными и востребованными, т.е. такими которые обеспечивают новаторский, творческий подход к формированию пакета образовательных услуг на рыночной основе.

Приведенный краткий анализ интегрированных культур, включает в себя представление о функционировании организации всеми сотрудниками ДОУ. Вторым положительным моментом такого анализа является обоснование «жизненного цикла» организации, позволяющее прогнозировать как проблемы ее развития, так и возможные переходные этапы.

Это видение текущего состояния культуры помогло осуществить переход от кланового к адхократическому типу с учетом преимущественных признаков адхократического и недостатков кланового типа.

В основе нашего опыта по изменению типа культуры ДОУ было не просто введение новшеств или кардинальное разрушение каких-либо стереотипов, а реализация такой системы мер, результатом которой, была бы возможность самостоятельного, осознанного использования этих изменений в своей деятельности.

После проведенных мероприятий, которые были направлены на развитие внутренней коммуникации и стимулирование творческой активности педагогов двух структурных подразделений, мы получили перемещение корпоративной культуры в сторону адхократического типа (Рис.3).

Рис.3                                                                         

Наш опыт управления изменениями наглядно доказывает, что корпоративная культура существует в любой организации. Если ее не формируют сознательно, она вырастает стихийно, как сорная трава в заброшенном саду. Нередко стихийная и не осознаваемая корпоративная культура является помехой на пути достижения стратегических целей организации. Управляете корпоративной культурой, чтобы она стала универсальным средством развития и достижения поставленных целей!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *