Опытно-экспериментальная деятельность — как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Составила и реализовала воспитатель:
Талипова Марина Валентиновна.
Участники проекта: дети средней группы, их родители и педагоги МБДОУ «Детского сада №128 комбинированного вида»» Кировского района г. Казани.
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Для того чтобы научить детей любить и понимать природу я решила организовать программу «Космическое путешествие» с детьми старшей группы. Программа, которая помогает мне в экологическом образовании детей. А начали мы с темы освоения Космоса, ведь интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Достаточно вспомнить свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо.
На данный момент, глобальное уничтожение человеком флоры и фауны вызывает тревогу за будущее земли и ее жителей. Освоение космоса помогает сегодня видеть истинное состояние дел на земле и может помочь предотвратить многие природные катаклизмы, в которых повинен человек.
Цельпроекта: Формирование экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачипроекта:
- формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства, приобщение детей к современным знаниям о Вселенной;
- формирование познавательно-исследовательских способностей детей;
- развитие памяти, наблюдательности, кругозора, логического мышления, интереса к познанию окружающего мира;
- развитие коммуникативных навыков: побуждать к обращению ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению между собой;
- Воспитание патриотизма, гордости за Родину, за успех страны;
- Воспитание любви и бережного отношения к своей планете.
- создание доброжелательной атмосферы и положительного эмоционального отклика у детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Понимание бережного отношения к окружающей живой и неживой природе.
- Проявление заинтересованности детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
- Вовлечение родителей к участию в проектной деятельности.
- Умение организовывать самостоятельную деятельность используя умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
Срок реализации проекта: два месяца.
Вид проекта: творческий, семейно–групповой, исследовательский, информационный.
Показатели развития:
Для ребенка: поддержание эмоционального комфорта; пополнение знаний; расширение кругозора.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение опытно-экспериментальных методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Мероприятия, цели:
Мероприятия. Формы работы. Ответственные, сроки выполнения.
С педагогами
1.Обсуждение плана работы на педсовете
Старший воспитатель, воспитатель
1 неделя, 1 месяца
2. Оформление выставок совместных детско-родительских работ в группах. Воспитатель
3-4 неделя, 1 месяца
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов. Воспитатель
1 неделя, 1 месяца
С детьми 1.Выявление первоначальных знаний детей о космосе. Воспитатель
2 неделя, 1 месяца
2.Рассматривание иллюстраций. Рассказывание по предметным картинкам. Воспитатель
2 неделя, 1 месяца
3. Проведение недели космоса в группе. Воспитатель
4 неделя, 1 месяца
4. Конструирование «Космические корабли» Воспитатель
1 неделя, 2 месяца
5. Опыты:
Опыт «Центрифуга»
Опыт «Земное притяжение» (в 2 формах)
Опыт «Бусы Ньютона»
Опыт «Вакуум» Воспитатель, в течении двух месяцев
6. Итоговое мероприятие «Космическое путешествие», приложение 1. Воспитатель
4 неделя, 2 месяца
С родителями 1. Информация родителей о предстоящей деятельности. Воспитатель
2 неделя, 1 месяца
2. Индивидуальные беседы по мере возникновения вопросов. Воспитатель
в течении 2 месяцев
3. Консультация для родителей на тему: «Детям о Космосе» Воспитатель
1-2 неделя, 1 месяца
4. Конкурс семейных рисунков «Наш космос» Воспитатели
Родители
1-2неделя, 2 месяца
Используемая литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб.2011
- «Методика детского экспериментирования», Л.В.Рыжова, ООО «Издательство Детство-пресс», 2014г.
- «Экологические проекты в детском саду», Масленикова О.М., Филиппенко А.А.,
- «Экологическое воспитание в детском саду»,Соломенникова О.А., Мозаика-Синтез, 2009г.
- Игровые технологии как условие формирования личности ребенка»: метод.пособие, Л.Ф. Блинова, Казань, 2002г.
- Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Журнал «Простоквашино» №04 (104) апрель 2011. Литературно-познавательное издание для детей дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МБДОУ «Детский сад №128 комбинированного вида» Кировского района г. Казани
Итоговое мероприятие: «Космическое путешествие».
Воспитатель: Талипова Марина Валентиновна
Цель: формирование экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- развитие познавательного интереса при проведении опытов;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков: обращения к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению между собой;
- формирование познавательно-исследовательских способностей;
- формирование умения экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- воспитание чувства любви и бережного отношения к своей планете.
Необходимое оборудование:
- Презентация теме «Космическое путешествие»;
- Телескоп;
- Опыт «Сила притяжения» — бумага, яблоко, перо, мыльные пузыри, коробка, емкость с водой;
- Мастер класс «Летающая тарелка» — Гофрированный картон, клей, ножницы по количеству детей.
- Опыт «Сила инерции» — новогодние бусы, банка для бус по количеству детей, новогодние бусы, банка большого размера, емкость с водой белого цвета;
- Опыт «Центрифуга» — 2 стакана (пустой, с водой темно синего цвета), доска с веревками (качели);
Ход мероприятия:
Профессор: «Ребята, сегодня получила письмо »
Пожалуйста, помогите. Срочно помогите. Я так сильно заболела, что не могу двигаться. Я очень большая и красивая, меня называют «Голубая планета». Сейчас вся моя круглая поверхность покрылась какими-то черными пятнами. Что это за пятна я не знаю. Но я не могу их убрать сама, потому что перестала кружиться вокруг своей оси. Мои земли, моря, горы не видно из космоса мешают грязные пятна. Что случилось, я не знаю? Помогите найти мои силы. Может вам удастся сделать волшебное лекарство, которое меня вылечит? Спасите меня!!!
От кого это письмо? Как вы думаете? От нашей планеты. Как она называется? («Земля»). (Слайд №1). Какой она формы?
В древности люди думали, что наша земля – плоская, и стоит на спине трех огромных китов. А АСТРОНОМЫ со временем смогли установить, что наша земля – это шар, и солнце, и луна, и даже маленькие звездочки в небе – все это огромные шары. И эти шары находятся очень далеко друг от друга в огромном пространстве, которое называют КОСМОС.
Знаете ли вы, кто такие астрономы? Астрономы – это люди, которые изучают планеты и звезды в телескоп. (Показать на телескоп)
Но сейчас она стала вот какая? (Слайд№ 2)
Нам надо помочь ей найти эти невидимые силы и сделать для нее лекарство. Предлагаю вам отправиться сегодня на поиски сил для нашей Земли.
Опыт: «Сила ПРИТЯЖЕНИЯ»
На столе стоит коробка, в которой находится три предмета: яблоко, лист бумаги и надувной шарик.
Какой предмет упадет на землю первым? По команде резко отпускаем предметы.
Предметы явно падают с разной скоростью, но они все равно упали на землю. Что земля сделала с этими предметами? («Она их позвала, приклеила, притянула»). Молодцы вы нашли первую силу! Она называется сила притяжения. А у нас есть эта сила? Давайте проверим у кого сила притяжения сильнее у Земли или у нас. Я сейчас буду надувать мыльные пузыри, а вы попробуйте их притянуть к себе, но за линию выходить нельзя. Что с мыльными пузырями случилось? Они упали на пол. Правильно! Даже такие легкие пузырьки Земля смогла притянуть. Видите, какая она сильная. Как называется эта сила? СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ.
Из коробки достается емкость с чистой водой (емкость подписана «Сила притяжения»)
Одну силу мы нашли. Теперь двигаемся дальше. Чтобы найти новую силу нам необходимо вылететь в КОСМОС.
Как улететь если мы притягиваемся к Земле. Из-за силы притяжения с Земли не так-то просто улететь в космос! Чтобы оторваться от Земли, нужны очень мощные ракетные двигатели и сила, которая поможет оторваться от Земли.
Мастер класс «Летающая тарелка»
Материалы:
- Гофрированный картон;
- Клей;
- Ножницы.
- Вырезать из картона полоски шириной 2 см и склеить их в длинную ленту.
- Скрутить ленту в цилиндр, край закрепить клеем.
- Выдвинуть центральную часть цилиндра, превратив его в конус.
- Сверху воткнуть антенну, скрутив ее из картона.
- Украсить по своему усмотрению – кружками, полосками и т.д.
Ракету мы сделали. Теперь нам нужна сила, которая поможет улететь с Земли.
Опыт: «Сила ИНЕРЦИИ»
Для опыта необходима колба, бусы длиной 4-5 метров по количеству детей. Конец бус вытянут на длину 20 см.
По моей команде надо дернуть за конец бус. (Бусы должны вытянуться все на пол). Какая-то не видимая сила их вытолкнула из колбы. Эта сила называется «СИЛА ИНЕРЦИИ». Откуда она взялась? (Правильно от ваших рук). Вы свою силу передали первой бусинке, а она другой и так по цепочке каждая бусина передала эту силу самой последней. Так все бусы вытянулись из колбы.
Эта сила помогает ракете улететь в КОСМОС. (Слайд №3). Итак, а теперь мы в космосе. Есть ли там воздух? Нет! Воздух есть только там, где действует сила притяжения! На некотором удалении от земли сила земного притяжения ослабевает и наконец, совсем исчезает! И мы оказываемся…. В НЕВЕСОМОСТИ!
Физкультминутка: «Невесомость»
В космосе веса ничто не имеет.
Всё невесомым становится там.
Гиря летать как пушинка умеет.
Лёгкий, как бабочка, гиппопотам. (Руки в стороны, раскачивание)
В космосе слон не считается грузом,
Равен воздушному шарику он.
Вместо волана огромным арбузом
Запросто можно играть в бадминтон. (Руки сомкнули перед собой, приседание)
Сто килограммов я весила дома.
Трудно мне было протиснуться в дверь.
А в невесомости я невесома —
Даже домой неохота теперь! (Руки на поясе, приставные прыжки)
Ребята, мы с вами отдохнули — полетали в невесомости. Давайте посмотрим еще раз на «Силу ИНЕРЦИИ».
Воспитатель еще раз показывает опыт «Сила ИНЕРЦИИ» с большими предметами. Внутри колбы под бусами емкость с подкрашенной белой краской водой, подписано «Сила инерции». Вот еще один компонент для нашего лекарства.
Двигаемся дальше. Но как нам вернуться на Землю? Космонавты возвращаются на землю в специальных капсулах, которые быстро кружатся и космонавты не выпадают из капсулы. Знаете, какая сила помогает так быстро кружиться?- Центробежная сила.
Опыт: «ЦЕНТРОБЕЖНАЯ сила»
На макет качелей ставиться сначала стакан пустой, затем раскручивается. Потом раскручивается стакан с надписью «Центробежная сила», с водой темно синего цвета.
Видите, какая сила удерживает стаканы. Конечно центробежная. А теперь берем эту силу вместе с еще одним компонентом лекарства, раскручиваемся сильно и возвращаемся на Землю. (Дети с воспитателем кружатся).
Ребята мы с вами нашли три силы. (Воспитатель показывает собранные емкости: вода прозрачная, вода белая, вода темно синего цвета). Идемте готовить лекарство. (Смешивают воду, чтобы получить голубой цвет воды).
Думаю, у нас получилось сильное лекарство. (Слайд №4, «Земля чистая», голосовое сопровождение со словами благодарности)